Без правильно подобранной бизнес-модели не удастся запустить успешный бизнес-проект. Без ясного понимания цели и способа ее достижения, предпринимателям будет не легко привлечь инвесторов.
Бизнес-модель стартапа – это четкое понимание и отображение функционирования бизнеса на всех уровнях, определение того, каким образом старта привлекает клиентов и зарабатывает деньги. Рассмотрим какие существуют модели бизнеса и как с их помощью зарабатывают.
B2B (Business to Business) – модель, при которой и продавец, и покупатель выступают юридическими лицами. Это компании, оказывающие аутсорс-услуги по бухгалтерскому учету, маркетингу, веб-дизайну, и т. д.
B2C (Business to Customer) – это бизнес, специализирующийся на продажах для физических лиц. Примером служат интернет-магазины, различные приложения, и т. д.
B2G (Business to Government) – бизнес, поставляющий товары и услуги для целей государства. Эта модель представляет собой сложную многоуровневую систему принятия решений, формирования договоров, тендерных закупок и прочее.
C2C (Consumer-to-Consumer), по другому называется P2P (person-to-person) – модель, базирующаяся на сотрудничестве между физическими лицами. Данную модель еще именуют «шеринговой экономикой» (sharing economy) – экономика совместного потребления. Отличительная особенность модели – наличие «третьей» стороны. Это владелец платформы, где коммуницируют/размещают свои товары (услуги) пользователи. Ярким примером этой модели служит сервис BlaBlaCar, помогающий водителям найти попутчиков и таким образом компенсировать издержки на бензин, а попутчикам – найти водителя.
Аукцион
Бизнес-модель, при которой потребители участвуют в формировании цены товара. Товар продается тому человеку, который предложил наиболее высокую ставку.
Подписка
На сегодняшний день по подписке функционируют мобильные приложения и веб-сервисы. В качестве примера можно привести такие сервисы как Spotify и Netflix.
Freemium
Freemium (Free + Premium) – это бизнес-модель, при которой пользователь получает базовую версию продукта бесплатно, а расширенную надо оплачивать. Клиенты, использующие бесплатную версию сервиса бывают вынуждены прерываться на прослушивание рекламы, или же имеются какие-либо ограничения функционала.