Венчурный рынок России: тенденции и перспективы

Российская венчурная компания (РВК) в декабре прошлого года продемонстрировала проект венчурной стратегии России до 2030 года. Буквально сразу после этого был опубликован доклад «Венчурный барометр -2018 года». Этот доклад представляет собой независимое исследование российского рынка венчурных капиталов. Ключевое назначение доклада – изучение трендов, анализ важнейших факторов, влияющих на индустрию. Исследование публикуется пятый год подряд, что дает возможность сопоставить показатели и рассматривать тренды в динамике.

Прежде всего, «Венчурный барометр» оперирует качественными показателями, а не количественными. Так, проводились опросы экспертов, частных и государственных фондов, бизнес-ангелов. Среди опрошенных были руководители компаний, управляющие фондами, партнеры. С ними проводились анкетирование и персональное интервью.

Позже был опубликован «Стартап барометр», целью доклада было исследование рынка технологического предпринимательства в стране. Данное исследование проводилось посредством онлайн-анкетирования фаундеров российских высокотехнологичных проектов. В анкетировании приняли участие около 300 IT-предпринимателей.

Ключевые итоги исследования гласят, что настроения инвесторов улучшаются, имеются планы по экспансии на азиатские рынки, имеется успешный серийный опыт запуска фондов. Венчурный рынок постепенно становится комфортной средой для предпринимателей.

По мнению аналитиков исследования, инвесторы стремятся нарастить темпы инвестиционной активности, которая замедлилась в годы кризиса. Это повышает, по их мнению, шансы для финансирования высокотехнологичных стартапов.

Стоит отметить, что 47% опрошенных респондентов заявили, что инвестировали в российские проекты и проекты других регионов в 2018 году. Количество вложивших средства только в российские проекты составляет 21%. Если сравнить этот показатель с 2017 годом (34%), то произошло снижение числа инвестирующих в российские проекты. Как отмечают аналитики, сокращается число инвесторов, финансирующих проекты только внутри страны.

Увеличивать масштабы вложений на местном рынке намерены 39% опрошенных, увеличивать численность проинвестированных проектов – 26%.

На вопрос как изменился показатель качества подготовленности проектов, опрошенные отметили, что к ним стали поступать более высокие по уровню подготовленности проекты, в 2017 году таких было 24%, а в 2018 – 37%.

42% участников опроса «Венчурный барометр» имеют в управлении более одного фонда. Как заметили, авторы доклада, почти половина рынка состоит из серийных инвесторов. Также необходимо отметить, что процесс запуска новых фондов существенно ускорился в 2018 году. Так, новые фонды открыли 30% опрошенных. Данный факт говорит о зрелости индустрии, поскольку открывать второй и последующий фонды, можно лишь в случае успешности финансовых индикаторов первого.

Проанализировав результаты опроса по докладу «Стартап барометр» можно прийти к следующим выводам:

— большая часть опрошенных предпринимателей живет в Москве (45%), в Северной столице находится меньше 10%;

— возрастная категория российских стартапов составляет 26-35 лет. Средневзвешенный показатель по возрасту составляет немногим более 30 лет;

— более половины опрошенных имеют высшее образование, 2 высших имеют почти четверть респондентов. Если рассматривать специализацию, то вполне предсказуемо почти половина респондентов выпускники технологических вузов, с финансово-экономическим образованием 31%, а с гуманитарным – 13%;

— значительная часть опрошенных имеет предпринимательский опыт. Около 20% респондентов пришли их корпораций, 8% бывшие студенты и 7% бывшие госслужащие;

— больше 70% российских стартапов функционируют по модели B2B, нацеленных на конечного потребителя меньшинство. Как отмечают аналитики, это объясняется тем, что в секторе B2C конкуренция значительней, также в B2B больше средний чек и качественней обратная связь от клиентов;

— российские стартапы небольшие, в большей части из них работают не более 10 человек. Как отметили фаундеры, труднее всего найти хороших программистов. В дефиците также оказались менеджеры по продажам (15%). По мнению аналитиков, дефицит кадров может тормозить развитие рынка;

— 71% отечественных стартапов основаны на средства фаундеров. Внешнее финансирование отмечено только у 30% проектов;

— если говорить о доходах российских технологических стартапов, то треть из них не имеет дохода, 23% зарабатывают до миллиона рублей в год, до 10 млн. рублей в год зарабатывают 19%, более 10 млн. – 16%. Большую часть дохода внутри страны получают 70% респондентов;

— ключевыми проблемами российских стартапов по мнению опрошенных являются: нехватка средств (45%), сложившаяся политическая и экономическая ситуация в стране -42%, невысокий спрос со стороны стратегических инвесторов – 41%; — самыми привлекательными нишами являются: искусственный интеллект и машинное обучение, финансовые технологии (FinTech), образовательные технологии (EdTech). Однако, как отмечают авторы, особо значительных инвестиций в сектора финтеха и машинного обучения не наблюдается, хотя и признается высокий потенциал этих ниш. Как закончился хайп вокруг ICO, снизилась и популярность блокчейн, он упал в рейтинге с 3 места на 10-е.


Нажмите для оценки!
[Всего: 0 В среднем: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − двенадцать =