В последнее время мы все чаще слышим слово метавселенная, давайте попробуем разобраться что понимают под этим и каковы перспективы развития подобных технологий. Первое упоминание о метавселенной было в 1992 году в научно-фантастическом романе Нила Стивенсона «Лавина». В книге рассказывалось о взаимодействии реального и виртуального миров.
Итак, метавселенная – это цифровое пространство, объединяющее физическую, дополненную и виртуальную реальности. В метавселенных покупают цифровую недвижимость, ходят по виртуальным магазинам и общаются с коллегами в диджитал офисе. Отличие от интернета в том, что в метавселенной человек находится внутри контента, а не просто потребляет его. В ней каждый пользователь создает себе цифровой аватар, управляется он чаще всего через VR-шлем. Пользователь ощущает полное погружение и эффект присутствия. В метавселенной может быть неограниченное число пользователей, своя собственная валюта и проходить цифровые концерты.
Хотя метавселенные нередко сравнивают с онлайн-играми, различия между ними имеются. Так, метавселенная бесконечная и существует одновременно для всех в режиме реального времени. Она децентрализована и не зависит от действий отдельных разработчиков. В метавселенных существует полноценная внутренняя экономика, в ней люди могут зарабатывать, инвестировать и тратить.
Нечто схожее с метавселенной есть в игре Fortnite. В 2020 году почти 12 миллионов пользователей игры со всего мира зашли в приложение, чтобы послушать концерт рэпера Трэвиса Скотта. За этот цифровой концерт, продолжительностью 12 минут, он получил 20 млн. долларов. Компания-разработчик игры Epic Games успела привлечь 2 млрд. долларов инвестиций на создание собственной диджитал-вселенной.
Многие представители бигтеха уже заявили о своем интересе к теме метавселенной. Например, Марк Цукерберг инвестировал 10 млрд. долларов в 2021 году в свою диджитал вселенную. В июле 2021-го он объявил о запуске собственной метавселенной. Цукерберг запустил виртуальное пространство для встреч Horizon. Тогда же подключился и Microsoft, техногигант представил пространство для совместной работы Mesh, в котором пользователи приобретают облик голограм и работают с цифровыми объектами. Apple и Google тоже заняты разработкой своих метавселенных.
Что дают бизнесу метавселенные? Они будут симулировать там офисы и другие пространства для деловых встреч, продвигать свои товары и услуги. Бренды будут активно продвигать себя в метавселенных, открывать там свои магазины. В метавселенных можно будет размещать рекламу на билбордах виртуальных городов. О создании собственной метавселенной заявили компании Lego совместно с вышеупомянутой Epic Games, а также Nike.
В цифровом пространстве можно будет продавать как виртуальные, так и реальные предметы. Например, после виртуальной примерки, пользователю доставят его заказ. Компания Gucci создала первую виртуальную пару кроссовок Gucci Virtual 25. В дополненной реальности пользователь может ее примерить, носить в приложениях Roblox и VRChat.
Метавселенные – это не только развлечения и маркетинг, в них можно будет обучаться на наглядных примерах, прослушивать лекции передовых мировых вузов.
Как предполагают энтузиасты, метавселенных будет много и они будут совместимы между собой. Персонал компаний, не приезжая в офис участвовать в совещаниях, с помощью голограмы. Люди будут чувствовать присутствие других людей в процессе коммуникации, независимо от того, как далеко они находятся друг от друга.
Имеется также и мнение, что энтузиасты ошибаются, и хайп вокруг метавселенных спадет. Стоит отметить, что существуют технические ограничения, связанные со скоростью интернета и стабильностью связи, которые мешают созданию значительных виртуальных пространств. Точного ответа на вопрос – какой будет метавселенная через десяток лет, не знает никто.
Метавселенные – это очередной этап в развитии интернета, а куда он приведет – покажет будущее.